ДЕТИ РАСТУТ ОЧЕНЬ БЫСТРО – ЭТО НЕ СЕКРЕТ ДЛЯ ЛЮБОГО РОДИТЕЛЯ. И ВОТ УЖЕ ОТ ПЕРВЫХ ШАГОВ ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ К ПЕРВЫМ УРОКАМ. АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ – ПРОЦЕСС ДЛИТЕЛЬНЫЙ И ТРУДОЕМКИЙ. КАЗАЛОСЬ БЫ, ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ УЖЕ ПОЗАДИ, ОДНАКО ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.
Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно там происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, и, если ребенок не ходил в детский сад – проходит первая социализация. По большей части мироощущение ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет, и период адаптации к школе обычно занимает весь 1 класс.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ГРУППЫ РИСКА
Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе. Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов.
Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов. Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе.
Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.
Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно там происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, и, если ребенок не ходил в детский сад – проходит первая социализация. По большей части мироощущение ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет, и период адаптации к школе обычно занимает весь 1 класс.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ГРУППЫ РИСКА
Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе. Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов.
Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов. Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе.
Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА: ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ
Далеко не сразу родитель может осознать не только масштаб проблемы с адаптацией,
но и само ее наличие. Прежде всего, стоит обратить внимание на жалобы ребенка,
которые обычно высказывают первоклассники: высокая сложность заданий, требования
учителя, скучно на уроке, не ладятся отношения с одноклассниками. Решение конкретных
ситуаций и разговоры с ребенком помогут справиться с трудностями адаптации, и обычно
к концу первого полугодия Ваш школьник уже полноценно включается в процесс обучения.
Однако есть и другие признаки трудностей с психологической адаптацией, которые
ребенок не озвучивает словами. Такие модели представляют собой не меньший призыв
о помощи, чем обритая наголо голова подростка.
ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПОДОБНЫХ ПРИЗНАКОВ РОДИТЕЛЮ СТОИТ НАСТОРОЖИТЬСЯ И
ВЫЯСНИТЬ ПОДЛИННЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
Пожалуй, наиболее частотный индикатор проблем с адаптацией. Практически у каждого
Пожалуй, наиболее частотный индикатор проблем с адаптацией. Практически у каждого
первоклассника возникают проблемы с некоторыми предметами. Однако, если
наблюдается общая неуспеваемость по большинству предметов или снижение уровня
оценок – проблемы скорее всего психологические. Ребенок может испытывать
неуверенность в своих силах, проблемы с одним предметом могут лишить мотивации к
обучению, либо присутствуют трудности с организацией времени.
2. УХОД В СЕБЯ
Ребенок «считает ворон» на уроках, игнорирует вопросы учителя и не проявляет
Ребенок «считает ворон» на уроках, игнорирует вопросы учителя и не проявляет
активности на переменах. Такие дети зачастую испытывают трудности с психологической
адаптацией не только в школе, но и вне ее. Погружение ребенка в свой внутренний мир
зачастую говорит о потребности в дополнительном внимании. При наказаниях такие дети
обычно закрываются еще сильнее, лучше всего спокойно обсудить с ребенком причины
его поведения и проконсультироваться со школьным психологом.
3. ПОСТОЯННОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
Если ребенок, в основном, хорошо учится, но при этом постоянно нарушает школьные
Если ребенок, в основном, хорошо учится, но при этом постоянно нарушает школьные
правила и уже слывет хулиганом, то корень всех зол также лежит в сложностях адаптации
ребенка. У такого поведения может быть несколько причин. Во-первых, ребенок может
бунтовать против школьного распорядка, если какое-то из правил вызывает ощущение
ущемления его прав. Во-вторых, бунт может быть спровоцирован конкретным учителем
или сложностями с предметом. В-третьих, такое поведение может говорить о болезненной
потребности во внимании, что, в свою очередь, уже требует помощи квалифицированных
специалистов. И, наконец, четвертой причиной такого поведения может быть скука, если
ребенок быстрее одноклассников проходит школьную программу и не знает, чем себя
занять на уроках.
4. МНОГОСЛОВНАЯ, НО БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Такое явление в психологии называют вербализмом. Обычно он проявляется как раз в
Такое явление в психологии называют вербализмом. Обычно он проявляется как раз в
период адаптации к школе и появляется у тех детей, чье речевое развитие опережает
интеллектуальное. Обычно в школьном обучении вербализм проявляется в бессвязных
устных ответах и сложностях с выполнением заданий по точным наукам. В большинстве
случаев, в сложившейся ситуации обвиняют либо ребенка, либо учителя. Однако
повышение требований к первокласснику не решит проблему, а только усугубит ее, а
действия учителя далеко не всегда смогут скорректировать текущую ситуацию. Следует
протестировать образное мышление ребенка через лепку, рисование, мозаику и другие
виды творческой невербальной деятельности, скорее всего, результаты будут хуже, чем у
погодок. Однако постоянные тренировки в невербальной продуктивной деятельности
смогут нивелировать разницу между развитием речи и образного мышления.
5. ЛЕНЬ
Безусловно, любой, даже самый волевой человек иногда ленится. В данном случае подразумевается систематическое игнорирование заданий и нежелание прикладывать усилия. Лень в данном случае довольно сложный феномен, наиболее остро проявляющийся как раз во время психологической адаптации первоклассника.
Безусловно, любой, даже самый волевой человек иногда ленится. В данном случае подразумевается систематическое игнорирование заданий и нежелание прикладывать усилия. Лень в данном случае довольно сложный феномен, наиболее остро проявляющийся как раз во время психологической адаптации первоклассника.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЕНИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Адаптация первоклассников – процесс сложный и трудоемкий, он требует от родителя
максимум внимания и терпения. Существует несколько рекомендаций для взрослых,
которые помогут облегчить период психологической адаптации и создать подходящие
условия для школьника.
Психологическая адаптация ребенка к школе, главным образом, определяет его ощущение
своего социального статуса на ближайшие несколько лет, будет ли он лидером, уверенным
в себе отличником, обаятельным хорошистом или тихоней, или хулиганом с задней парты.
Стоит обращать внимание на все тревожные сигналы, словесные или невербальные,
разговаривать с ребенком, и период адаптации пройдет для Вас максимально
эффективно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий